"...
Не мы, а наши правнуки будут летать по
воздуху аки птицы!"
Пётр
Первый.
"...
на своих дельталётах коров и людей пугать
..."
Председатель правления ...
Что
такое дельтаплан?
Дельтаплан – это сверхлегкое безмоторное воздушное судно -
крыло, с несущим силовым каркасом и системой подвески пилота. Имеет
форму, схожую с буквой "дельта", управляется балансирно (смещением
центра тяжести из-за перемещения пилота)
Что
такое мотодельтаплан?
Мотодельтаплан – это дельтаплан с силовой
установкой.
Что
такое дельталёт?
Дельталёт – это мотодельтаплан,
взлёт и приземление которого
осуществляется с (на) собственное шасси.
Какой
летательный аппарат лучше?
Любой тип аппаратов имеет
убеждённых поклонников, поскольку
представления о сущности настоящего
полёта различны. Кого - то интересуют
только "истребители", кого-то -
чтобы " как во сне". Был бы
оптимум - других бы не было.
Буду
покупать/строить аппарат, посоветуйте,
какой выбрать?
Ответ зависит от ряда факторов и кроме
пристрастий сильно зависит от
возможностей. Когда человек за 8 тыс.
собрал великолепный трактор, а тут за
самый древний одноместный б/у дельталёт,
который на вид в 5 раз проще, хотят сразу 80, за
более-менее - 250,а за красавец - 600 тыс.
руб , а про
самолёты вообще с нулями наверное
ошиблись .... . Увы, но это реальность.
Обычно выбор определён финансами. Любому, даже денежно
раскрепощённому любителю надо неспеша
полетать, пообщаться на покатушках,
слётах и особенно узнать минусы
хранения, сборки, эксплуатации и т.д.
Считать, что на этом можно съэкономить и
не уменьшить свои финансовые
возможности - ошибочный путь. Решение
приходит (или отпадает) само.
Чем
дельталёт лучше других вариантов
летательных аппаратов?
1. Достижимая "автомобильная"
цена.
2. "Автомобильные" же скоростные и
эксплуатационные характеристики.
3. "Гаражные" условия хранения
4. Классический вариант перебазировки
- легковой автомобиль с прицепом.
5. Типовые взлётно-посадочные
требования - "скошенное поле".
Сколько
стоит дельталёт?
Весьма ориентировочно:
б/у с двигателем РМЗ -
640
- $3000
б/у с двигателем Rotax -
582 -
$7000
новый с двигателем Rotax -
582 - $15000
"люкс"
- $20000 и более
В
чём состоят особенности
пилотирования у дельталёта?
Он имеет балансирное управление (относительным
смещением центра масс).
Представьте, что вы - пилот самолёта, у
которого нет элементов управления, и
для наклона вправо, пассажирам
приходится по команде перебегать на
правые места, а чтобы задрать нос - вам
надо прибавлять обороты двигателя ...
Хочу
летать, нравится дельталёт, решил
заняться... Что надо знать?
1.Возможные последствия вообще, для чего внимательно
прочесть в интернете описания типовых травм и их
последствий -
например позвоночника.
2.Летать можно не всегда. Не всем известно, что практически на
дельталёте летают в утренние и вечерние
часы в безветренный день ( за редкими
исключениями типа пасмурного осеннего/зимнего спокойного дня).
3.Летать можно не везде и не как угодно. Нельзя бороздить
небо, как вздумается - даже "партизаны" летают, по определённым правилам,
приближенным к официальным. Запретные зоны и объекты они знают и
облетают стороной.
4.Это увлечение дорогое, дельталёты приравнены лёгким самолётам со
всеми вытекающими. Стоимость регистрации, пилотского, стоянок, налогов,
ремонтов и т.д. ставят под вопрос целесообразность нескольких часов
в год полёта.
5.Это увлечение напряжное, а об этом
как-то не думается заранее. Погрузка/разгрузка,
перебазировка дельталёта, сборка/разборка
крыла иногда занимают сопоставимое с
полётами время, да ещё погода может
неожиданно ухудшиться .... При более
удобном варианте со стоянкой на
аэродроме/лагере могут напрягаться
нервы (удалённость, сохранность, дождь,
ураган ...) (Везунчики те, у кого взлётка от забора своего же участка).
6.Местность должна позволять
возможность посадки дельталёта в случае
отказа двигателя, иначе полёт
становится рискованным аттракционом. Да
и лететь над бескрайним лесом
вслушиваясь в работу двигателя - спорное
удовольствие
7.Законы меняются, условия в любой момент могут сильно измениться и
ударить по карману, а то и свободе.
Хочу
записаться в аэроклуб, где он расположен?
Клубы, где членская плата была символической или где платили (а не
брали) за прыжок все остались в прошлом , будьте готовы
к коммерческим отношениям,
готовьтесь оплатить
лётный час дельталёта 100$,
самолёта 200$ или подъём для
бывалых парашютистов 20$.
Найти в интернете ближайшие
подобные услуги не составит труда.
Что
надо знать, прежде чем решиться на
постройку дельталёта?
Речь может идти о самостоятельной
постройке телеги. Не поленитесь
просчитать цену, посмотреть информацию
тех, кто прошёл такой путь. Сравните с
ценой новых, или б/у телег. Выбор будет не
в пользу постройки.
Как
самому построить дельталёт?
1.Проработать технические аспекты по
достоверным источникам, например: Клименко А.П.,
Никитин И.В. "Мотодельтапланы:
Проектирование и теория полета", до
понимания.
2.Пообщаться со спецами на слётах до
прояснения общей картины
предстоящего процесса постройки.
3.Получить некоторые ответы на конкретные вопросы
можно и в интернете на авиафорумах, но не обижайтесь
на сухость ответов, если ваш вопрос
очень общий и находимый, или он уже рассматривался
пару дней назад.
4.Скомплектовать все необходимые
агрегаты и детали, начиная с самых
дорогих. При заменах не забывать корректировать проект.
5.Собрать всё в одну конструкцию.
6. Представить квалифицированной
технической комиссии для оценки
качества, здоровой критики и
последующих переделок/доработок.
7.Дать облетать пилоту, имеющему большой
опыт полётов на аппаратах такой
конструкции.
Насколько
опасен этот вид спорта?
Спорт конечно небезопасный, но
объективно оценить статистику весьма
затруднительно в силу ряда причин. К
слову, - большую авиацию люди тоже
считают опасной, а ведь статистика
показывает обратное.
Это страшно,
это ненормальное увлечение, можно долбануться.
Пусть летают эти долбанутые летуны, а вы никогда не садитесь
пассажиром и не заходите на взлётную полосу. Пока неизвестно случая,
чтоб дельталётчик случайно убил
сторонних лиц.
Что-то
очень хлипкая конструкция.
Типовые конструкции рассчитаны
на условия эксплуатации и испытаны
временем.
При падении мощная рама не облегчит
последствий. Меньше всего вероятность
подвоха от "хлипких мелочей" -
тросики, болтики, ... они не страдают даже при
худшем исходе.
Чего
пилоту нельзя при пилотировании?
Нельзя допускать опасных
режимов - например потерю скорости,
Свойства обтекания воздухом крыла
меняются настолько, что оно становится
неуправляемым. Не обходимо понимать,
что на положение крыла влияет сила
воздействия телеги, а её значение и
направление существенно зависит от
траектории. Например, иногда наступает невесомость ( горка по
крутой параболе, верхняя часть петли ...)
пилоту нечем повлиять на полёт .
Опасность таит быстрая перекладка с
крена на крен - может привести к кувырку,
а аналоги "кобры" к обратному
кувырку. Ввиду инертности управления полет на
малых высотах не рекомендуется.
Некоторые типичные ошибки можно
посмотреть здесь.
Почему
аппараты падают?
Случаев "оборвался, сломался
..." исчезающе мало. Гораздо чаще "летел,
потом вдруг пошёл вниз и ..." Реальных
фактов и документов мало, а журналисты
обычно пишут "... не справился с
управлением ..." и обвиняют в
халатности. Самое удивительное, что
зачастую жертвами становятся опытные
пилоты экспертного уровня. Однозначного
решения у этой загадки нет, есть
только версия коварного фактора
непредсказуемости погоды. Многих
пилотов впечатлила ситуация
неожиданной встречи с мощным потоком. С
этим явлением можно годами не встречаться, а
фактор внезапности накладывается на
силу воздействия, счёт
скорости идёт на десятки
м/с. При скороподъёмности аппарата 5 м/с
и скорости нисходящего потока 20 м/с
можно только гадать о последствиях.
Высший
пилотаж на мотодельтаплане возможен?
В принципе возможно выполнение даже мёртвой петли на дельталёте, как и
дельтаплане, но это действие вне
допустимых, гарантированных режимов
полёта, и у любого супермастера аппарат
может войти в кувырок, а у него исход
всегда печальный. Поэтому на практике не
используется пилотами. Допустимые
параметры углов наклона прописаны в
документах производителя.
Может ли мотодельтаплан сесть, если
заглох двигатель?
Да, может - в программу обучения и
экзамена пилотов обязательно входит посадка с
выключенным двигателем.
Есть ли
у экипажа парашюты?
Нет, персональные парашюты на
дельталётах не практикуются. Имеются спасательные системы, представляющие
большой парашют на всё летательное средство. К сожалению не помогает при
самых частых случаях (взлёт, посадка) из-за низкой высоты, а вот в
перелётах может облегчить последствия внештатной проблемы. Допустимая скорость
приземления < 8 м/с не спасает от
повреждений аппарат и организм, но
считается безопасной для жизни.
Закрепляется на раме и, при ручном задействии, парашют выстреливается
воздухом или пороховым зарядом.
Какая нужна взлётно - посадочная
полоса для дельталета?
- аэродром с покрытием - для колес
Ф 300 мм.
- аэродром без покрытия - для
колес Ф 400 мм.
- ровное скошенное поле - для
колес Ф 500 мм.
Ширина минимальная = ширина аппарата + 2 х
10 м. = 30 м.
Длина минимальная = разбег + пробег +
запас = 400 м при безопасных
подходах (например в середине поля). Всякие
уменьшения (150 м) обусловлены не
мастерством заявителей, а их
легкомысленной самоуверенностью.
Наличие вокруг ВПП столбов, заборов,
проводов и т.д - очень вредный фактор,
увеличивающий требуемое пространство
для полосы.
Для обучения длина = взлёт + пролёт + посадка + погрешность + запас = 1
км. и ширина = поле.
Как
перевозить дельталет?
Телега - на прицепе к легковому
автомобилю ( для коротких перевозок в 1 - 2
км. можно сделать транспортировочное
дышло, но ГИБДД это не одобряет)
Крыло - на багажнике легкового
автомобиля. Раньше хорошим вариантом
было добавить
дополнительную переднюю стойку - "высокий
кенгурятник" для снижения нагрузок на
стойки багажника и крышу, теперь
кенгурятники запретили. Не делайте
резких поворотов и не забывайте
обозначать выступающий груз, и ещё - за
выступающий более, чем на 2м назад за
габаритные огни груз светит от 2х тыс. до
лишения. Многие поступают рационально -
оснащают прицеп направляющими для колёс,
оборудуют борта под укладку крыла и
удлинняют дышло.
Как
правильно называется этот аппарат - "ДЕЛЬТАЛЕТ"
или "МОТОДЕЛЬТАПЛАН"?
Исторически планер дельтаобразной
формы назвали дельтапланом, добавив
мотор - получили "мотодельтаплан" и
его частную форму - вариант на шасси
- "дельталёт" и позже совсем
разделили эти понятия по типу старта - с/без
ног.
Какую
скорость развивают дельталеты?
Большое крыло 30 л.с. - минимальная 40 км/ч.,
крейсерская (балансировочная) 60 км/ч., максимальная 80 км/ч.
Маленькое крыло 30 л.с. - минимальная 60 км/ч.,
крейсерская 70 км/ч, максимальная 90 км/ч.
Маленькое с двигателем 64 л.с.: -
минимальная 55 км/ч., крейсерская 80 км/ч.,
максимальная 130 км/ч.
Рекорд - порядка 170 км/ч.
На
какую дальность летают дельталёты,
сколько времени в воздухе?
При нормальной погоде это
определяется параметрами аппарата.
Они разнятся, но грубо так: при баке 30л,
расходе 10л/ч, можно летать 2,5 часа. (5 л. -
необходимый неприкосновенный резерв).
При штиле и средней скорости 80 км/ч можно
улететь на 80х2,5=200 километров.
При каком
ветре можно летать?
Данные зависят от квалификации пилота и от аппарата, но грубо так:
Боковой ветер < 5м/с
Продольный < 10м/с
Много зависит не от силы, а от турбулентности ветра - мало удовольствия
летать при болтанке.
На
какой максимальной высоте летают дельталеты?
30 л.с. - 1000
м.
64 л.с. - 4500 м.
Рекорд - порядка 10000 м
Можно
ли самостоятельно научиться летать?
Лётное общество против такого подхода, но многие учились
сами. Среди печальных известий большой
процент случаев неудачного
самостоятельного обучения. Нормальное
управление почти рефлекторное, а в
начале лётного опыта состояние пилота
близко к ступору. Необходимость контролировать кучу
неосвоенных и взаимно влияющих (и не
всегда логично) параметров и при этом не
иметь права на ошибку - задачка
непростая. Потратиться на инструктора,
или рискнуть (как минимум своим
аппаратом) - выбирать вам. И даже если
повезёт научиться, то масса вопросов
останется без ответа: "а перегрузка в
пределах ?, ветер
вверху северный, а внизу южный, садиться
по или против? тут надо резче вниз? а газ
трогать? ... и т.д. Некоторые моменты можно
почтитать тут.
Присматриваю
дельталёт для полётов на рыбалку (охоту,
дачу ...)
Скорее всего Вас ждёт разочарование.
Не то, чтобы это было совсем невозможно,
но мало кого устроит условие "никакой
гарантии на возможность вылета" а
именно так обстоит дело. Точнее "почти
никогда днём" и "только иногда
вечером или утром". Полёт в глухие
места чреват проблемами в случае
поломки или вынужденной эвакуации ( а
если дорога рядом, то в чём прелесть
дельталёта?)
Есть
ли компьютерные симуляторы дельталёта ?
Нет данных о нормальном
симуляторе дельталёта, только
самолётном. Если у Вас есть компьютер с
джойстиком, то немного помочь в
приобретении навыков пилотирования
может нехитрый тренажер.
|