При всем многообразии конструкций, все крылья дельталетов имеют больше сходных черт, чем отличий. Это обусловлено некоторым отличием принципов устойчивости дельталетов от других летательных аппаратов. Если вкратце, то устойчивость крыла достигается так:
По курсу - за счет распределения аэродинамических сил по эффекту флюгера .
По крену устойчивость достигается за счет V - образности крыла в поперечном сечении (можно вспомнить бумажный самолетик).
По тангажу дельталет настроен на определенную скорость - при падении тяги ( и соответственно скорости) смещенный несколько вперед центр тяжести заставляет крыло клюнуть на нос и , в последующем снижении ( пикировании ), набрать скорость. Дальше происходит следующее - за счет ~ - образности профиля крыла в продольном направлении появляется выравнивающий момент, который переводит аппарат на более пологую траекторию. При увеличении же тяги происходит обратное - крыло задирает нос и переходит в набор высоты ( кабрирование ). Хорошо отрегулированный аппарат стремиться к полету на определенной балансировочной скорости
Условно можно разделить крылья на два типоразмера - большие ( грузоподъемные ) - 19 кв.м. и маленькие ( скоростные) - 15 кв.м. . Ориентировочно значения оптимальных балансировочных скоростей такие: крыло 15 кв.м. -
80 км/ч, 19 кв.м. - 65 км/ч. Аппараты имеющие высокие крейсерские скорости более устойчивы к порывам ветра, а главное - имеют больший резерв управляемости при потере скорости. Настройка на высокую скорость повышает требования к мощности силовой установки, прочности крыла, усложняет взлет - посадку, и т.д., а настройка на низкую скорость повышает риск попадания крыла в область опасных режимов - при которых происходит срыв потока и потеря управления.
|