|
Условно можно разделить
мотодельтапланы на две группы:
первая
- со стартом "с ног",
вторая - "с колёс (с шасси)"
|
|
Двигатель на спине - крайне редко
встречающийся вариант. Характеризуется низким уровнем комфорта
и безопасности.
|
|
Ноги над трапецией - После взлета пилот садится на
сиденье мотодельтаплана и затем перемещает ноги
вперед через ручку управления. Когда
пилот опускает сверху подножку для
поддержки ног, опоры, предохраняющие
винт от контакта с землей,
автоматически убираются и
укладываются по сторонам фюзеляжа.
|
|
Мотоподвеска
- считается более комфортабельной
схемой из первой группы
мотодельтапланов. Рекомендуется для
длительных полетов.
|
|
Мотобалка - наиболее
популярна
в первой группе. Силовая установка этого
мотодельтаплана состоит из
двигателя, трубы, соединяющей
двигатель с опорой воздушного винта,
вала привода и самого воздушного
винта. Винт находится далеко
от пилота, что повышает
комфорт и безопасность.
|
|
Двигатель на мачте
- использовали на начальном этапе
развития мотодельтапланеризма. Линия действия
тяги располагалась значительно
выше центра масс, что ухудшало продольную
устойчивость. На некоторых режимах такие аппараты
проявляли склонность к потере
продольной устойчивости и
управляемости, а в практике их
летной эксплуатации случались
кувыркания.
|
|
Двигатели на подкосах или
крыле - не получили широкого
признания из-за усложнений в
конструкции, к тому же эта схема
имеет преимущество перед
одномоторным только в тех случаях,
когда он может продолжать полет с одним работающим
двигателем. У рассматриваемого
мотодельтаплана балансировка при одном
работающем двигателе практически
невозможна.
|
|
Подвесная
силовая установка ("Бугель") - применяется на
аппаратах тренировочного, спортивного и прикладного
направления.
|
|
|
|
Мототележка - , пожалуй,
самый оптимальный вариант
компоновки. Силовая установка, кресло пилота,
шасси, оборудование и другие
элементы конструкции закреплены на
мототележке, а тележка подвешена к
крылу. Высокий уровень комфорта и
возможность нести полезный груз -
основные достоинства
мотодельтаплана данной схемы.
|
|
Минимум
- простейшая в этой группе компоновка.К
её достоинствам можно отнести малую
массу, а к недостаткам -
отсутствие возможности управления
по тангажу и крену при разбеге и
пробеге.
|
|
Схемы
"c хвостом" (комбинированным
управлением) - достаточно
эффективны при высоких скоростях
полета. При малых скоростях
аэродинамическое управление
требует рулевых поверхностей
большой площади.
|
|
Двухмоторные
тележки - более сложный и дорогой
вариант. Некоторым преимуществом
таких мотодельтапланов перед другими
двухмоторниками является
возможность балансировки и
продолжения полета при отказе
одного двигателя.
|
|
Комбинированная
компоновка - она
объединяет признаки
мотодельтапланов первой и второй
групп. Пилот располагается на
сидячей подвесной
системе внутри тетраэдра,
образованного штатной и
горизонтальной трапецией,
соединенных между собой
основаниями и вертикальными
стержнями.
|
|
|