вверх

 Учлет ] Документы ] Советы пилоту ] [ Ошибки ] Тренажер ]

Ошибки

Некоторые типовые ошибки.

" Лучше минуту побыть трусом, всю жизнь инвалидом"

   Выражение бывалого пилота      


    

падение на взлёте

Первая типичная ошибка поджидает пилота на самых первых подлётах. Рефлексов нет, стресс не позволяет обдумывать управление. Пример - неоправданный сброс газа при отрыве на взлёте приводит к падению аппарата и разрушению конструкции.  Опыт управления самолётом ещё больше увеличивает шанс такой ошибки.  Без тщательной отработки "обратного управления" трудно победить наработанные рефлексы. ( 4 Mb)

падение дельталёта, управляемого при самостоятельном обучении

Следующая засада, - попытка летануть потихонечку и невысоко, она часто влечёт глубокие просадки, срывы  на крыло из-за неадекватных действий пилота с вероятными последствиями. В данном случае несоразмерные сбросы газа и игра тангажом вызывает вторые режимы полёта и, в конце концов, заваливание на крыло. Полёт над опушкой леса может добавить остроты сильным  завихрением ветра. По счастью, тут обошлось без жертв, но насколько оправдано такое искушение своей судьбы?(4,5 Mb)

псадка дельталёта  при самостоятельном обучении

Часто разум "самучлёта" затуманен и глух к советам учиться с инструктором.  Перед глазами красивая победная посадка, но навыков нет и реальность часто ждёт другая. Хорошо, если отрезвление приходит всего лишь ценой замены винта, ремонта/замены  крыла, заменой некоторых труб и узлов. Очень важно несколько раз летануть пассажиром и подержать трапецию для записи в память движений и некоторой адаптации к высоте .  Приводимый вариант первой посадки иллюстрирует примерный ход событий.(4 Mb)

дельталёт скапотировал

Нельзя, как на машине, - потихонечку по поляночке и если что - на тормоз. Непросто признать "газ" и "высоту" - союзником. Первый аэродром должен быть огромным, а первый пролёт по кругу - уверенным и достаточно высотным. Часто отсутствие привычки к высоте не даёт пилоту сделать, как надо. Без инструктора не проходит гладко процесс перехода к полётам по кругу, посадке. Надо "записать на корочку" и отработать мысленно в реальном времени уход на второй круг с нормальной безопасной высотой. ..(3,5 Mb)

Плюх из за низкой скорости

Чревата сюрпризами низкая скорость аппарата. Из-за неправильной настройки дельталёта по балансировочной скорости, ошибочных действий пилота или капризах двигателя, аппарат теряет скорость и послушность в управлении. При достаточной высоте и навыках ситуация выправляется, иначе ждёт жёсткая встреча с землёй(1,5 Mb)

влияние спутки на траекторию полёта дельталёта

 Воздушные завихрения -" спутки"  от других воздушных средств могут держаться на удивление долго. Этот  взлёт осуществлён  спустя 30 секунд вслед за самолётом. Пилот смог парировать отклонение, но спутки бывают и посильнее. Пробежка/подлёт в обратную сторону готовит такой-же сюрприз от себя-же и это ученику надо помнить (2,2 Mb) 

Вирга, Нисходящий  поток холодного воздуха

Один из коварнейших врагов пилота - непредсказуемые вихри и потоки.  Пилоты различают полёт над лесом и озером, но никакой опыт не гарантирует хороший исход при попадании в серьёзное завихрение, или, например, в мощный .нисходящий поток, а их скорость , порой, составляет десятки метров в секунду, например такая  падающая глыба холодного воздуха. (jpg)

авария -на взлёте дельталёта

При взлёте с боковым ветром надо чуть наклонить крыло в сторону ветра и немного задержать отрыв для разгона. Опытные летуны машинально чутьём парируют отклонения, а начинающим можно посоветовать плавно переходить от штиля к лёгкому ветерку для наработки нужных рефлексов управления. С налётом приходит готовность к неожиданному поведению аппарата, представление о нюансах полета при смене покрытия земли внизу - пол, лес, водоём, ... Это знание  гарантию не даст, но повысит шансы нормального исхода.(1,5 Mb)

крушение дельталёта

 При изменении конструкции (в данном случае замена силовой)  требуется проверочный облёт разбирающимся специалистом для проверки.  Пренебрежение этим правилом иногда приводит к трагическим последствиям. В данном случае ошибки - полёт на втором режиме (низкая балансировочная скорость, смещён назад центр тяжести ?),  разворот на малой высоте, скорости, над кромкой леса. (5 Mb)

крушение при посадке дельталёта

Пожалуй, самый требовательный элемент всего полёта - посадка. Тут нет места легкомысленности даже на тысячном заходе. Опыт разный, условия тоже, но внимание всегда сосредоточено на положении аппарата при достаточной скорости. При сомнениях по поводу точности, наклоне, и т.д. надо уйти на следующий круг, так как скольжение после выравнивания может привести к опрокидыванию (2 Mb)

поломка передней стойки шасси дельталёта при приземлении

Посадка в заданную зону с выключенным двигателем. Заход с лёгким перелётом пилот решил компенсировать посадкой на скорости без выравнивания и  выдерживания. Что помешало пилоту плюнуть на эту попытку? Переоценка прочности аппарата или боязнь потерять лицо аса? Технические ошибки ( вроде перелёта, неправильного торможения ... )  совершают все, а вот если некое ощущение "непогрешимого мастера" мешает принимать правильные решения, это говорит о психологической незрелости пилота (5Mb) 

 спасссистема "Мовен" срабатывает  из кувырка дельталёта

Очень опасная мания  - неконтролируемая тяга к высшему пилотажу. Дельталёт настроен и устойчив в пределах определённых границ. О приближении границ он предупреждает, но выход за них всё-же возможен. Типовой случай - горка. Всё круче и красивее пилотаж,  вот в очередной раз слишком сброшена скорость, дельталёт отвесно падает вниз, затем либо слишком резкий выход из пикирования с поломкой крыла, либо вход аппарата в кувырок с аналогичными последствиями. Приводимые испытания спассистемы "Мовен" могут  проиллюстрировать  вероятное развитие событий.   (2 Mb)

падение мотодельтаплана - вход в кувырок при пилотаже

В принципе, на дельталёте возможна даже мёртвая петля, но это - запрещённый пилотаж. В лётных документах всегда указан допустимый максимальный угол наклона (например 60 град.) Опытные экстремалы выходят за 90, крутят косые петли, но не вертикальные, иначе слишком опасно прохождение участков, где возможна потеря управления дельталётом. При этом весьма вероятный сценарий - вход в кувырок, разрушение крыла на 2 - 3 витке и закономерный печальный финал.  (0,5 Mb)

опрокидывание при посадке на воду дельталёта

Взлёт/посадка с водной поверхности - это процесс следующего, повышенного уровня требования к мастерству пилота. Движения требуют более высокой точности выполнения. Вода прощает меньше погрешностей, чем земля или снег. Обучение следует проводить после солидного опыта полётов с земли. (1 Mb)

внештатное срабатывание спассистемы  дельталета

Внештатное срабатывание спассистемы смотрится, как случай невезения, но вероятность аналогичных (по досадности)  казусов существенно возрастает, если пренебрегать предполётным осмотром. (2 Mb) 

Всё перечислить невозможно, и пассажир может вцепиться в трапецию или тросик газа, и ремень отстегнуться, и лопасть задеть или отвалиться и т.д. Это не автомобиль, цена халатности имеет другой порядок, не зря инструкцией положено каждый раз всё осматривать, проверять, при этом заменив в голове слово "лишний" на слово "очередной, повторный, регулярный". Это не даёт гарантию, но даст сознание, что всё выполнено, как надо и забывчивости или халатности нет места.

 

 

 
Сайт управляется системой uCoz