Однако, дело не только в повышении
статуса нашего пилотского
свидетельства, но государственного.
Под красивой новой обложкой найдут
свое отражение все летные
специальности и степень подготовки к
их выполнению, которые уже знакомы вам
по ЕСПС АЛ СЛА-96.
Полномочным органом по
освидетельствованию этих пилотов и
выдаче новых свидетельств является
Центральная квалификационная комиссия
сверхлегкой авиации, сформированная на
базе ОФ СЛА, являющаяся рабочим органом
Высшей квалификационной комиссии ФАС
России и утвержденная ею.
Приводим квалификационные
требования к пилотам СЛА различных
специальностей.
1.1. Возраст:
- пилоты СЛА-любители - не моложе 16 лет;
на безмоторных СЛА - 15 лет;
- пилоты СЛА-спортсмены - не моложе 17 лет;
на безмоторных СЛА -16 лет;
- пилоты СЛА коммерческой авиации - не
моложе 17 лет;
- пилоты СЛА-инструкторы - не моложе 18
лет; на безмоторных СЛА -17 лет;
- пилоты СЛА-испытатели (эксперты) - не
моложе 18 лет; на безмоторных СЛА-17 лет.
1.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ:
кандидат продемонстрировал уровень
профессиональных знаний, которые
соответствуют правам, предоставляемым
обладателю свидетельства пилота
сверхлегкого летательного аппарата, по
следующим предметам:
1.2.1. ВОЗДУШНОЕ ПРАВО
1.2.1.1. Основные положения
международного воздушного права*
1.2.1.2. Документы, регламентирующие
летную работу в ГА РФ.
- Законы, постановления и правила,
регулирующие деятельность ГА.
- Наставление по производству полетов в
гражданской авиации.
- Основные положения Воздушного
кодекса**
- Федеральные авиационные правила
Российской федерации **
*) Для пилотов, выполняющих полеты
на международных воздушных линиях
**) Зарезервировано.
1.2.1.3. Специальные документы,
регламентирующие летную работу
сверхлегкой авиации:
- Руководство по организации и
проведению полетов на моторных СЛА;
- Наставление по производству полетов
на дельтапланах и парапланах;
- Единая система подготовки и
сертификации авиационного персонала
СЛА;
- Единая всероссийская спортивная
классификация (ЕВСК);
- Нормы летной годности дельтапланов (ВТТД-80-84);
- Нормы летной годности парапланов (НЛГП-95);
- Нормы летной годности моторных СЛА (ВТТ
МДП-87);
- Руководство по организации и
проведению теоретического и летного
обучения в авиационных организациях
РОСТО. 1994 г.;
1.2.1.4. Документы, регламентирующие
летную работу:
- Руководство по летной эксплуатации
СЛА;
- Руководство по организации
теоретического и летного обучения в
авиационных организациях;
- Организационно-методические указания.
1.2.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ АЭРОДИНАМИКА.
1.2.2.1. Аэродинамические
характеристики СЛА.
- основные аэродинамические
характеристики СЛА;
- аэродинамические характеристики
силовой установки (для моторных СЛА);
- влияние атмосферных условий на
аэродинамические характеристики СЛА.
1.2.2.2. Динамика полета:
- взлет;
- набор высоты;
- горизонтальный полет, дальность и
продолжительность полета;
- снижение;
- посадка;
- влияние различных факторов на взлетно-посадочные
характеристики СЛА.
1.2.2.3. Устойчивость и управляемость
СЛА:
- общие сведения о равновесии,
устойчивости и управляемости СЛА;
- продольная устойчивость и
управляемость;
- боковая устойчивость и управляемость;
- факторы, влияющие на устойчивость и
управляемость СЛА.
1.2.2.4. Полеты в особых условиях и
особых случаях:
- особенности полета самолета в зонах:
болтанки, сдвига ветра, осадков;
- особенности полета в особых случаях:
отказ двигателя, потеря устойчивости и
управляемости СЛА.
1.2.3. НАВИГАЦИЯ.
1.2.3.1. Аэронавигационная информация:
- основные документы
аэронавигационной информации для
экипажей;
- порядок использования экипажами СЛА
аэронавигационной информации.
1.2.3.2. Аэронавигационные и полетные
карты.
1.2.3.3. Визуальная ориентировка.
1.2.3.3. Влияние ветра на полет СЛА.
1.2.3.4. Навигационная подготовка к
полету и общие правила воздушной
навигации.
1.2.3.5. Воздушная навигация в структуре
воздушного пространства и системы УВД.
1.2.3.6. Особенности воздушной навигации
при выполнении парящих маршрутных
полетов.
1.2.3.7. Обеспечение безопасности
воздушной навигации.
1.2.4. АВИАЦИОННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ.
1.2.4.1. Основы практической
метеорологии:
- метеорологические элементы и их
влияние на полет СЛА;
- термические и динамические потоки в
атмосфере и их использование для
полетов СЛА, турбулентность как фактор
летной эксплуатации СЛА;
- опасные для полетов СЛА
метеорологические явления, особые
условия погоды.
1.2.4.2. Метеорологическое обеспечение
полетов:
- анализ и оценка метеорологической
обстановки;
- обоснование принятия решения на вылет
и продолжение полета.
1.2.5. КОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ
СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
1.2.5.1. Конструкция СЛА и его летная
эксплуатация.
1.2.5.2. Компоновка и основные
конструктивные элементы СЛА; основные
геометрические данные СЛА.
1.2.5.3. Прочность конструкции и ее
элементов.
1.2.5.4. Летно-технические
характеристики и эксплуатационные
ограничения СЛА.
1.2.5.5. Конструкция и эксплуатация
силовой установки (для моторных СЛА).
1.2.5.6. Характерные признаки
повреждений и дефектов.
1.2.5.7. Конструкция авиационного и
радиоэлектронного оборудования СЛА.
1.2.5.8. Допуск СЛА к полетам.
1.2.5.9. Техническая эксплуатация и
техническое обслуживание СЛА.
1.2.5.10. Техническая документация и
порядок ее ведения.
1.2.5.11. Средства спасения.
1.2.6. ДЛЯ ПИЛОТОВ СВЕРХЛЕГКИХ
ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ-СПОРТСМЕНОВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
1.2.6.1. Основы спортивного права.
- Основные положения Спортивного
Кодекса ФАИ;
- Единая всероссийская спортивная
классификация (ЕВСК): нормы и
требования по дельталетному,
дельтапланерному, парапланерному
спорту и авиационным многоборьям СЛА.
1.2.6.2. Основы спортивной деятельности:
- соревнования: виды. категории,
организация, судейство, требования к
участникам;
- организация и методика проведения
учебно-тренировочных сборов;
- организация спортивной работы в
клубах сверхлегкой авиации.
1.2.6.3. Теория и техника парящего полета.
1.2.7. ДЛЯ ПИЛОТОВ СВЕРХЛЕГКИХ
ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ
АВИАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО
1.2.7.1. Правовые основы сверхлегкой
авиации и требования руководящих
документов, регламентирующих
профессиональную деятельность на СЛА.
1.2.7.2. Организация авиаработ, других
специальных видов профессиональной
деятельности на СЛА и обеспечение их
безопасности.
1.2.7.3. Методика выполнения специальных
полетов на применение СЛА.
1.2.7.4. Конструкция, эксплуатация
специального оборудования и
технология авиаработ на СЛА.
1.2.8. ДЛЯ ПИЛОТОВ СВЕРХЛЕГКИХ
ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ-ИНСТРУКТОРОВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
1.2.8.1. Методика летного обучения:
- роль инструктора в процессе летного
обучения и его функциональные
обязанности;
- организация и методика наземной
подготовки;
- подготовка к полетам;
- методы и приемы обучения в полете;
- ведение летной документации;
- безопасность при проведении учебных
полетов.
1.2.8.2. Авиационная психология:
- психофизиологическая
характеристика летного труда;
- психические процессы и их
характеристика;
- психические свойства личности, их
изучение и учет в работе с обучаемыми.
1.2.8.3. Основы педагогики и учебно-воспитательной
работы:
- дидактические принципы и их
применение в процессе обучения;
- формы организации учебной работы;
- основные принципы воспитания и их
характеристика;
- методы воспитания и их применение в
учебно-воспитательной работе.
1.2.8.4. Основы спортивной тренировки (для
организаций спортивного профиля):
- организация и методика проведения
учебно-тренировочных сборов;
- содержание, объем и порядок
подготовки спортсменов различных
категорий;
- организация учебно-спортивной работы
в учебных организациях.
1 2.9. ДЛЯ ПИЛОТОВ СВЕРХЛЕГКИХ
ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ-ИСПЫТАТЕЛЕЙ (ЭКСПЕРТОВ)
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
1.2.9.1. Методика летных испытаний:
- программа летных испытаний СЛА, ее
содержание и структура;
- наземная подготовка летных испытаний;
- методики проведения испытаний (наземных
и летных);
- режимы полетов при определении
прочностных и аэродинамических
характеристик сверхлегкого
летательного аппарата;
- перечень и содержание документов,
необходимых для допуска СЛА к
испытательным полетам.
1.2.9.2. Организация и проведение
испытательных полетов:
- планирование летно-испытательной
работы;
- допуск летного состава к полетам;
- программы испытаний и полетные
задания;
- организация выполнения и
нормирования испытательных полетов;
- правила испытательных полетов;
- особенности выполнения полетов в
различных условиях;
- управление воздушным движением,
руководство полетами;
- обеспечение испытательных полетов по
видам;
- разбор полетов, отчет экипажа, анализ
материалов испытательного полета.
1.2.9.3. Конструкция и эксплуатация
испытательного оборудования:
- назначение и примерный состав
информационно-измерительных систем
для летных испытаний;
- измеряемые физические величины и их
классификация;
- средства для траекторных измерений;
- бортовые системы регистрации и
принцип их устройства.
1.2.9.4. Руководящие документы,
регламентирующие летные испытания и
сертификацию СЛА:
- Руководство по проведению
испытательных полетов в авиационной
промышленности (основные определения и
требования);
- Правила сертификации сверхлегкой
авиационной техники;
- основные требования документов,
регламентирующих проведение летных
испытаний.
1.3. ОПЫТ.
1.3.1. Общие требования к кандидатам на
присвоение служебной категории "Пилот
сверхлегкого летательного аппарата".
Служебная категория "Пилот СЛА"
присваивается лицам, окончившим полный
курс обучения в качестве пилота
сверхлегкого летательного аппарата по
избранной специальности (квалификации)
в летных учебных заведениях, центрах,
учебно-спортивных организациях (клубах),
подготовленных к учебно-летной работе
на СЛА данного класса.
Кандидаты на присвоение категории
"Пилот сверхлегкого летательного
аппарата" должны иметь налет по
квалификации соответственно:
а) Пилот СЛА-любитель - общий - 22 часа,
самостоятельный - 10 часов, по маршруту -
4 часа; на безмоторных СЛА " общий - 7
часов; 10 полетов на продолжительность
не менее чем по 10 минут и 5 полетов - по 30
минут (10 полетов по 10 минут и полет по
маршруту на дальность 1,5 км); на
парапланах - 10 полетов по 15 минут и
полет по маршруту на дальность 1 км;
б) Пилот СЛА-спортсмен -
самостоятельный - 50 часов; первый
спортивный разряд; налет в
метеоусловиях - ветер 6-8 м/с,
турбулентность атмосферы умеренная -12
часов; 15 маршрутных полетов с
дальностью не менее 50 км. 3 - не менее 100
км; 30 полетов с площадок вне аэродрома;
на безмоторных СЛА - налет 22 часа;
первый спортивный разряд; 5 парящих
маршрутных полетов с дальностью не
менее 15 км каждый (на парапланах -7
полетов по 8 км);
в) Пилот СЛА коммерческой авиации -
самостоятельный - 50 часов; на обучение
авиаспецработам - 15 часов; налет в
метеоусловиях - ветер 6-8 м/с.
турбулентность атмосферы умеренная -12
часов; 10 маршрутных полетов с
дальностью не менее 50 км, 2 - не менее 75
км; 40 полетов - с площадок вне аэродрома;
г) Пилот СЛА-инструктор - налет - 60
часов; из них методический и
инструкторский - 17 часов; квалификация
"Пилот СЛА-спортсмен" или "Пилот
СЛА коммерческой авиации" или "Пилот
СЛА-любитель" со стажем не менее 2
года; для безмоторных СЛА - налет - 27
часов, из них методический и
инструкторский - 8 часов; квалификация
"Пилот СЛА-спортсмен" или "Пилот
СЛА-любитель" со стажем не менее 1,5
года;
д) Пилот СЛА-испытатель (эксперт) -
самостоятельный налет 100 часов; на
обучение летным испытаниям СЛА - 20
часов; на облет авиатехники - 15 часов;
квалификация "Пилот-спортсмен СЛА",
"Пилот СЛА коммерческой авиации"
или "Пилот СЛА-инструктор";
количество освоенных типов СЛА - не
менее 4; на безмоторных СЛА -
самостоятельный налет - 50 часов; на
обучение летным испытаниям СЛА - 10
часов; на облет авиатехники - 7 часов;
квалификация "Пилот СЛА-спортсмен"
или "Пилот СЛА-инструктор";
количество освоенных типов СЛА не
менее 4.
1.4. ЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА.
1.4.1. Пилот сверхлегкого летательного
аппарата должен пройти общую летную
подготовку и получить практический
опыт, необходимый для самостоятельного
пилотирования СЛА данного класса и
эксплуатации его оборудования такой
степени, чтобы обеспечить безопасное
выполнение полетов. Для приобретения
требуемого уровня летного мастерства
кандидат проходит подготовку под
руководством уполномоченного пилота-инструктора
по утвержденной программе.
При этом должно быть обеспечено
получение кандидатом
эксплуатационного опыта на уровне
требований, предъявляемых к пилоту
сверхлегкого летательного аппарата в
следующих областях:
- планирование полетов и
предварительная подготовка;
- предполетная подготовка, включая
расчеты, осмотр СЛА, подготовку к
использованию приборов и
оборудования;
- процедуры запуска силовой установки;
- руление, взлет и посадка;
- маневрирование в пределах
установленных ограничений СЛА данного
класса и типа;
- взлет и посадка на площадках вне
аэродромов;
- полет по маршруту с использованием
визуальных ориентиров;
- порядок действий в особых случаях
полета;
- соблюдение правил воздушного
движения, правил радиотелефонной связи
и фразеологии;
а) дополнительно для пилотов СЛА-спортсменов:
- полет на точность навигации, скорость,
экономичность и поиск объектов,
- полет на дальность и
продолжительность с ограниченным
запасом топлива;
- полет на точность расчета и посадки с
выключенным двигателем;
б) дополнительно для пилотов СЛА
коммерческой авиации:
- полет на предельно малой высоте;
- полет на патрулирование, поиск и
аэросъемку;
- полет на транспортировку;
в) дополнительно для пилотов СЛА-инструкторов:
- техника пилотирования с
инструкторского сиденья;
- порядок применения эффективных
способов и приемов обучения в воздухе;
в) дополнительно для пилотов СЛА-испытателей:
- пилотирование на предельных режимах;
- полет на отработку методик летных
испытаний;
- полет на определение летно-технических
характеристик СЛА.