[ Учлет ] Документы ] Советы пилоту ] Ошибки ] Тренажер ]

Требования к пилотам

Требования к квалификации пилотов СЛА *

 

"... Из поколения постперестроечных летчиков есть немало таких, кто из-за экономических проблем 10 лет в небо не поднимался. Это же сломанные судьбы молодых людей."    Анатолий Квочур

 

 

 

 
 

 

ПИЛОТ СВЕРХЛЕГКОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА: КТО ЭТО

Впервые в перечне летных специальностей гражданской авиации, наряду с привычно-звучными "Линейный пилот", "Пилот коммерческой авиации", появилась квалификация "Пилот сверхлегкого летательного аппарата". Этот факт законодательно подтвержден новым "Положением о классификации авиационного персонала гражданской авиации", и это, безусловно, прорыв "дельтоников" в воздушно-правовое поле.

 

Однако, дело не только в повышении статуса нашего пилотского свидетельства, но государственного. Под красивой новой обложкой найдут свое отражение все летные специальности и степень подготовки к их выполнению, которые уже знакомы вам по ЕСПС АЛ СЛА-96.

Полномочным органом по освидетельствованию этих пилотов и выдаче новых свидетельств является Центральная квалификационная комиссия сверхлегкой авиации, сформированная на базе ОФ СЛА, являющаяся рабочим органом Высшей квалификационной комиссии ФАС России и утвержденная ею.

Приводим квалификационные требования к пилотам СЛА различных специальностей.

1.1. Возраст:

- пилоты СЛА-любители - не моложе 16 лет; на безмоторных СЛА - 15 лет;
- пилоты СЛА-спортсмены - не моложе 17 лет; на безмоторных СЛА -16 лет;
- пилоты СЛА коммерческой авиации - не моложе 17 лет;
- пилоты СЛА-инструкторы - не моложе 18 лет; на безмоторных СЛА -17 лет;
- пилоты СЛА-испытатели (эксперты) - не моложе 18 лет; на безмоторных СЛА-17 лет.

1.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ:

кандидат продемонстрировал уровень профессиональных знаний, которые соответствуют правам, предоставляемым обладателю свидетельства пилота сверхлегкого летательного аппарата, по следующим предметам:

1.2.1. ВОЗДУШНОЕ ПРАВО

1.2.1.1. Основные положения международного воздушного права*

1.2.1.2. Документы, регламентирующие летную работу в ГА РФ.

- Законы, постановления и правила, регулирующие деятельность ГА.
- Наставление по производству полетов в гражданской авиации.
- Основные положения Воздушного кодекса**
- Федеральные авиационные правила Российской федерации **

*) Для пилотов, выполняющих полеты на международных воздушных линиях

**) Зарезервировано.

1.2.1.3. Специальные документы, регламентирующие летную работу сверхлегкой авиации:

- Руководство по организации и проведению полетов на моторных СЛА;
- Наставление по производству полетов на дельтапланах и парапланах;
- Единая система подготовки и сертификации авиационного персонала СЛА;
- Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК);
- Нормы летной годности дельтапланов (ВТТД-80-84);
- Нормы летной годности парапланов (НЛГП-95);
- Нормы летной годности моторных СЛА (ВТТ МДП-87);
- Руководство по организации и проведению теоретического и летного обучения в авиационных организациях РОСТО. 1994 г.;

1.2.1.4. Документы, регламентирующие летную работу:

- Руководство по летной эксплуатации СЛА;
- Руководство по организации теоретического и летного обучения в авиационных организациях;
- Организационно-методические указания.

1.2.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ АЭРОДИНАМИКА.

1.2.2.1. Аэродинамические характеристики СЛА.

- основные аэродинамические характеристики СЛА;
- аэродинамические характеристики силовой установки (для моторных СЛА);
- влияние атмосферных условий на аэродинамические характеристики СЛА.

1.2.2.2. Динамика полета:

- взлет;
- набор высоты;
- горизонтальный полет, дальность и продолжительность полета;
- снижение;
- посадка;
- влияние различных факторов на взлетно-посадочные характеристики СЛА.

1.2.2.3. Устойчивость и управляемость СЛА:

- общие сведения о равновесии, устойчивости и управляемости СЛА;
- продольная устойчивость и управляемость;
- боковая устойчивость и управляемость;
- факторы, влияющие на устойчивость и управляемость СЛА.

1.2.2.4. Полеты в особых условиях и особых случаях:

- особенности полета самолета в зонах: болтанки, сдвига ветра, осадков;
- особенности полета в особых случаях: отказ двигателя, потеря устойчивости и управляемости СЛА.

1.2.3. НАВИГАЦИЯ.

1.2.3.1. Аэронавигационная информация:

- основные документы аэронавигационной информации для экипажей;
- порядок использования экипажами СЛА аэронавигационной информации.

1.2.3.2. Аэронавигационные и полетные карты.

1.2.3.3. Визуальная ориентировка.

1.2.3.3. Влияние ветра на полет СЛА.

1.2.3.4. Навигационная подготовка к полету и общие правила воздушной навигации.

1.2.3.5. Воздушная навигация в структуре воздушного пространства и системы УВД.

1.2.3.6. Особенности воздушной навигации при выполнении парящих маршрутных полетов.

1.2.3.7. Обеспечение безопасности воздушной навигации.

1.2.4. АВИАЦИОННАЯ МЕТЕОРОЛОГИЯ.

1.2.4.1. Основы практической метеорологии:

- метеорологические элементы и их влияние на полет СЛА;
- термические и динамические потоки в атмосфере и их использование для полетов СЛА, турбулентность как фактор летной эксплуатации СЛА;
- опасные для полетов СЛА метеорологические явления, особые условия погоды.

1.2.4.2. Метеорологическое обеспечение полетов:

- анализ и оценка метеорологической обстановки;
- обоснование принятия решения на вылет и продолжение полета.

1.2.5. КОНСТРУКЦИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

1.2.5.1. Конструкция СЛА и его летная эксплуатация.

1.2.5.2. Компоновка и основные конструктивные элементы СЛА; основные геометрические данные СЛА.

1.2.5.3. Прочность конструкции и ее элементов.

1.2.5.4. Летно-технические характеристики и эксплуатационные ограничения СЛА.

1.2.5.5. Конструкция и эксплуатация силовой установки (для моторных СЛА).

1.2.5.6. Характерные признаки повреждений и дефектов.

1.2.5.7. Конструкция авиационного и радиоэлектронного оборудования СЛА.

1.2.5.8. Допуск СЛА к полетам.

1.2.5.9. Техническая эксплуатация и техническое обслуживание СЛА.

1.2.5.10. Техническая документация и порядок ее ведения.

1.2.5.11. Средства спасения.

1.2.6. ДЛЯ ПИЛОТОВ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ-СПОРТСМЕНОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНО:

1.2.6.1. Основы спортивного права.

- Основные положения Спортивного Кодекса ФАИ;
- Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК): нормы и требования по дельталетному, дельтапланерному, парапланерному спорту и авиационным многоборьям СЛА.

1.2.6.2. Основы спортивной деятельности:

- соревнования: виды. категории, организация, судейство, требования к участникам;
- организация и методика проведения учебно-тренировочных сборов;
- организация спортивной работы в клубах сверхлегкой авиации.

1.2.6.3. Теория и техника парящего полета.

1.2.7. ДЛЯ ПИЛОТОВ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ КОММЕРЧЕСКОЙ АВИАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО

1.2.7.1. Правовые основы сверхлегкой авиации и требования руководящих документов, регламентирующих профессиональную деятельность на СЛА.

1.2.7.2. Организация авиаработ, других специальных видов профессиональной деятельности на СЛА и обеспечение их безопасности.

1.2.7.3. Методика выполнения специальных полетов на применение СЛА.

1.2.7.4. Конструкция, эксплуатация специального оборудования и технология авиаработ на СЛА.

1.2.8. ДЛЯ ПИЛОТОВ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ-ИНСТРУКТОРОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНО

1.2.8.1. Методика летного обучения:

- роль инструктора в процессе летного обучения и его функциональные обязанности;
- организация и методика наземной подготовки;
- подготовка к полетам;
- методы и приемы обучения в полете;
- ведение летной документации;
- безопасность при проведении учебных полетов.

1.2.8.2. Авиационная психология:

- психофизиологическая характеристика летного труда;
- психические процессы и их характеристика;
- психические свойства личности, их изучение и учет в работе с обучаемыми.

1.2.8.3. Основы педагогики и учебно-воспитательной работы:

- дидактические принципы и их применение в процессе обучения;
- формы организации учебной работы;
- основные принципы воспитания и их характеристика;
- методы воспитания и их применение в учебно-воспитательной работе.

1.2.8.4. Основы спортивной тренировки (для организаций спортивного профиля):

- организация и методика проведения учебно-тренировочных сборов;
- содержание, объем и порядок подготовки спортсменов различных категорий;
- организация учебно-спортивной работы в учебных организациях.

1 2.9. ДЛЯ ПИЛОТОВ СВЕРХЛЕГКИХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ-ИСПЫТАТЕЛЕЙ (ЭКСПЕРТОВ) ДОПОЛНИТЕЛЬНО

1.2.9.1. Методика летных испытаний:

- программа летных испытаний СЛА, ее содержание и структура;
- наземная подготовка летных испытаний;
- методики проведения испытаний (наземных и летных);
- режимы полетов при определении прочностных и аэродинамических характеристик сверхлегкого летательного аппарата;
- перечень и содержание документов, необходимых для допуска СЛА к испытательным полетам.

1.2.9.2. Организация и проведение испытательных полетов:

- планирование летно-испытательной работы;
- допуск летного состава к полетам;
- программы испытаний и полетные задания;
- организация выполнения и нормирования испытательных полетов;
- правила испытательных полетов;
- особенности выполнения полетов в различных условиях;
- управление воздушным движением, руководство полетами;
- обеспечение испытательных полетов по видам;
- разбор полетов, отчет экипажа, анализ материалов испытательного полета.

1.2.9.3. Конструкция и эксплуатация испытательного оборудования:

- назначение и примерный состав информационно-измерительных систем для летных испытаний;
- измеряемые физические величины и их классификация;
- средства для траекторных измерений;
- бортовые системы регистрации и принцип их устройства.

1.2.9.4. Руководящие документы, регламентирующие летные испытания и сертификацию СЛА:

- Руководство по проведению испытательных полетов в авиационной промышленности (основные определения и требования);
- Правила сертификации сверхлегкой авиационной техники;
- основные требования документов, регламентирующих проведение летных испытаний.

1.3. ОПЫТ.

1.3.1. Общие требования к кандидатам на присвоение служебной категории "Пилот сверхлегкого летательного аппарата".

Служебная категория "Пилот СЛА" присваивается лицам, окончившим полный курс обучения в качестве пилота сверхлегкого летательного аппарата по избранной специальности (квалификации) в летных учебных заведениях, центрах, учебно-спортивных организациях (клубах), подготовленных к учебно-летной работе на СЛА данного класса.

Кандидаты на присвоение категории "Пилот сверхлегкого летательного аппарата" должны иметь налет по квалификации соответственно:

а) Пилот СЛА-любитель - общий - 22 часа, самостоятельный - 10 часов, по маршруту - 4 часа; на безмоторных СЛА " общий - 7 часов; 10 полетов на продолжительность не менее чем по 10 минут и 5 полетов - по 30 минут (10 полетов по 10 минут и полет по маршруту на дальность 1,5 км); на парапланах - 10 полетов по 15 минут и полет по маршруту на дальность 1 км;

б) Пилот СЛА-спортсмен - самостоятельный - 50 часов; первый спортивный разряд; налет в метеоусловиях - ветер 6-8 м/с, турбулентность атмосферы умеренная -12 часов; 15 маршрутных полетов с дальностью не менее 50 км. 3 - не менее 100 км; 30 полетов с площадок вне аэродрома; на безмоторных СЛА - налет 22 часа; первый спортивный разряд; 5 парящих маршрутных полетов с дальностью не менее 15 км каждый (на парапланах -7 полетов по 8 км);

в) Пилот СЛА коммерческой авиации - самостоятельный - 50 часов; на обучение авиаспецработам - 15 часов; налет в метеоусловиях - ветер 6-8 м/с. турбулентность атмосферы умеренная -12 часов; 10 маршрутных полетов с дальностью не менее 50 км, 2 - не менее 75 км; 40 полетов - с площадок вне аэродрома;

г) Пилот СЛА-инструктор - налет - 60 часов; из них методический и инструкторский - 17 часов; квалификация "Пилот СЛА-спортсмен" или "Пилот СЛА коммерческой авиации" или "Пилот СЛА-любитель" со стажем не менее 2 года; для безмоторных СЛА - налет - 27 часов, из них методический и инструкторский - 8 часов; квалификация "Пилот СЛА-спортсмен" или "Пилот СЛА-любитель" со стажем не менее 1,5 года;

д) Пилот СЛА-испытатель (эксперт) - самостоятельный налет 100 часов; на обучение летным испытаниям СЛА - 20 часов; на облет авиатехники - 15 часов; квалификация "Пилот-спортсмен СЛА", "Пилот СЛА коммерческой авиации" или "Пилот СЛА-инструктор"; количество освоенных типов СЛА - не менее 4; на безмоторных СЛА - самостоятельный налет - 50 часов; на обучение летным испытаниям СЛА - 10 часов; на облет авиатехники - 7 часов; квалификация "Пилот СЛА-спортсмен" или "Пилот СЛА-инструктор"; количество освоенных типов СЛА не менее 4.

1.4. ЛЕТНАЯ ПОДГОТОВКА.

1.4.1. Пилот сверхлегкого летательного аппарата должен пройти общую летную подготовку и получить практический опыт, необходимый для самостоятельного пилотирования СЛА данного класса и эксплуатации его оборудования такой степени, чтобы обеспечить безопасное выполнение полетов. Для приобретения требуемого уровня летного мастерства кандидат проходит подготовку под руководством уполномоченного пилота-инструктора по утвержденной программе.

При этом должно быть обеспечено получение кандидатом эксплуатационного опыта на уровне требований, предъявляемых к пилоту сверхлегкого летательного аппарата в следующих областях:
- планирование полетов и предварительная подготовка;

- предполетная подготовка, включая расчеты, осмотр СЛА, подготовку к использованию приборов и
оборудования;
- процедуры запуска силовой установки;
- руление, взлет и посадка;
- маневрирование в пределах установленных ограничений СЛА данного класса и типа;
- взлет и посадка на площадках вне аэродромов;
- полет по маршруту с использованием визуальных ориентиров;
- порядок действий в особых случаях полета;
- соблюдение правил воздушного движения, правил радиотелефонной связи и фразеологии;

а) дополнительно для пилотов СЛА-спортсменов:
- полет на точность навигации, скорость, экономичность и поиск объектов,
- полет на дальность и продолжительность с ограниченным запасом топлива;
- полет на точность расчета и посадки с выключенным двигателем;

б) дополнительно для пилотов СЛА коммерческой авиации:
- полет на предельно малой высоте;
- полет на патрулирование, поиск и аэросъемку;
- полет на транспортировку;

в) дополнительно для пилотов СЛА-инструкторов:
- техника пилотирования с инструкторского сиденья;
- порядок применения эффективных способов и приемов обучения в воздухе;

в) дополнительно для пилотов СЛА-испытателей:
- пилотирование на предельных режимах;
- полет на отработку методик летных испытаний;
- полет на определение летно-технических характеристик СЛА.


 *  Материалы  сайта " http://www.df.ru/~ofsla/certif/trebovaniya-qualif-pilots.htm

ПРИКАЗ № 4/05 21 февраля 2005 г. г. Москва В связи с вводом в действие с 01.01.2005г. Федеральных авиационных правил «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения», утвержденные приказом №147 Минтранса России от 18.06.2003г. П Р И К А З Ы В А Ю: Главному инженеру ФЛА России Надину В.И.: 1. Довести до сведения членов ФЛА, эксплуатирующих авиационную технику, занесенную в учетный реестр ВС членов ФЛА России что: — ФЛА России не является специально уполномоченным государственным органом в сфере деятельности гражданской авиации; - Свидетельство о постановке в Единый реестр учета ВС ФЛА России не является документом, подтверждающим государственную регистрацию; — Удостоверение о годности к полетам ВС и Свидетельство пилота-любителя ФЛА России являются внутренними документами ФЛА России; - За разъяснениями по поводу производства полетов в воздушном пространстве Российской Федерации необходимо обращаться в специально уполномоченные органы в сфере деятельности гражданской авиации. 2. Настоящий приказ опубликовать на официальном web сайте ФЛА России. 3. Копии настоящего приказа направить в Московскую региональную прокуратуру по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте и в Минтранс РФ. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой. Президент ФЛА России В. Заболотский  

 
 
Сайт управляется системой uCoz