|
Два века спустя идея крылатого
летательного аппарата привлекла
внимание Леонардо да Винчи. В отличие
от Бэкона, Леонардо да Винчи детально
проработал проекты нескольких типов
орнитоптеров - с лежачим положением
летчика (1485-1487 гг.), орнитоптер - лодку (ок.
1487 г.), с вертикальным расположением
летчика (1495-1497 гг.) и др.. При разработке
этих летательных аппаратов ученый
выдвинул ряд замечательных
конструктивных идей: фюзеляж в виде
лодки, поворотное хвостовое оперение,
убирающееся шасси. Стремясь повысить
мощность взмахов крыльев, Леонардо да
Винчи предполагал, наряду с силой рук,
использовать и силу ног человека, а
также разработал проект орнитоптера, в
качестве источника энергии которого
должен был использоваться натянутый
лук.
Проект машины с частично
фиксированным крылом явился первым
шагом в зарождении концепции самолета.
Однако эта и другие замечательные идеи
Леонардо да Винчи в области теории и
практики механического полета
остались на много веков захороненными
в его рукописях и получили широкую
известность лишь в конце Х1Хв., когда
они уже не могли дать ничего нового для
развития авиации.
Пытаясь постичь
тайну полета, Леонардо наблюдал и
изучал парение птиц, анатомировал их
тела, строил летательный аппарат с
машущими крыльями, ставил опыт с
падающими телами, а также движущимися в
воде и перемещаемыми в воздухе,
готовился к тому, чтобы построить
большой летательный аппарат. «С горы,
получившей имя от большой птицы,—
писал он,— начнет полет знаменитая
птица, которая наполнит мир великой о
себе молвой». (Имеется в виду гора
вблизи Флоренции Чнчерогора Лебедя, с
которой, как говорит молва, одним из
учеников Леонардо был совершен полет,
закончившийся неудачно.)
Наблюдения за полетом птиц с
неподвижно распростертыми крыльями
позволили Леонардо да Винчи
сформулировать принцип
аэродинамического способа управления (изменение
положения центра давления
относительно центра тяжести), прийти к
выводу о необходимости низкого
расположения центра тяжести для лучшей
устойчивости в полете.
Размышления Леонардо да Винчи о
механике планирующего полета птиц не
привели к созданию летательного
аппарата с полностью неподвижным
крылом - планера или самолета, хотя
анализ его творчества показывает, что в
последние годы жизни ученый был близок
к этому. Он начал понимать, что у
человека не хватит сил удержать себя в
воздухе взмахами крыльев. Основываясь
на разработанном им принципе
обратимости движения, Леонардо
приходит к выводу: не человек должен
крыльями отталкивать воздух, а ветер
должен ударять в крылья и нести их в
воздухе, как движет он парусный корабль.
Пилоту летательной машины необходимо
будет только балансировать с помощью
небольших перемещений крыльев. "Не
нужно много силы, чтобы поддерживать
себя и балансировать на своих крыльях и
направлять их на путь ветров и
управлять своим курсом, для этого
достаточно небольших движений
крыльями", - писал Леонардо да Винчи.
Опираясь на разработанную им
концепцию, ученый задумал создать
новый тип летательного аппарата для
полетов с помощью ветра. Леонардо не
оставил чертежей или технических
описаний этой машины. Однако ясно, что
это мог быть моноплан-парасоль без
хвостового оперения с размахом крыльев
приблизительно 18 м, предназначенный
для полетов в восходящих потоках
воздуха. Крылья были подвижные, но по
сравнению с предшествующими проектами
подвижность их была весьма ограничена
и служила только для балансировки в
полете. |