|
Англичанин Джордж Кейли
(1773 - 1857) начал свои
исследования в l799 - 1809 годах построил первый аппарат с
крыльями в форме змея и крестообразным
каркасом снизу. С помощью
самостоятельно разработанных методов
расчета и моделирования он первый
правильно определил, что крылу
необходимо задавать определенный угол
атаки, что изогнутый профиль дает
большую подъемную силу и, наконец, что
поперечная V-образность влияет на
устойчивость. После многолетних
исследований и экспериментов в 1852 (1853 ?
) году
Кейли наконец создал проект
летательного
аппарата. Это была конструкция
с неподвижным крылом и управляемым в
двух плоскостях хвостовым оперением. По мнению автора
аппарат должен был планировать со
скоростью снижения 5 м/с, но проект
так и остался на бумаге. К сожалению
изобретатель отверг идею
использования пропеллера в пользу
машущего принципа движителя для
летательных аппаратов,
и , отчасти поэтому, он не создал
полноценного летательного аппарата, но
его научные труды стали
теоретическим фундаментом для
последователей.
|
|
В 1888 году в России
вышла книга Николая Андреевича Арендта
«О воздухоплавании, основанном на
принципах парения птиц». Более 30 лет
посвятил Н. А. Арендт экспериментам с
планерами. «Если человек,— писал он в
1874 году,— не мог летать по воздуху при
помощи крыльев за неимением
достаточной силы, то почему же ему не
подражать орлу, умеющему летать без
затраты собственной силы?».
|
|
Если становление
теории связано в первую очередь с
именем Кейли, то практическое ее
воплощение принадлежит немецкому
инженеру, исследователю, конструктору
и пилоту — Отто Лилиенталю.
|
|
Еще в школьные годы в
Померании Отто вместе с братом
Густавом начал опыты с моделями
планеров. Они любили наблюдать за
полетами птиц, особенно аистов. В
отличие от большинства современников,
которые просто указывали на общие
принципы птичьего полета, братья
открыли определенные закономерности и
их соотношения. Они установили, что
именно делает птица со своими крыльями:
как она изменяет в полете размах крыла
для повышения устойчивости или прогиб
крыла для увеличения или уменьшения
подъемной силы в конкретной полетной
ситуации. Результатом наблюдений стала
разработка теории полета, которая
лежит в основе современной
аэродинамики. В 1889 году Отто Лилиенталь
опубликовал книгу «Полет птиц как
основа искусства летать», которая
стала в конце ХIХ столетия настольной
книгой всех увлеченных идеей полета.
|
|
Свой первый аппарат
Лилиенталь построил в 1891 году. Для
каркаса он использовал, подобно своему
предшественнику ХII века, ивовые прутья,
к которым крепилась пропитанная
хлопчатобумажная ткань. Аппарат весом
20 кГ имел площадь 18 м2, размах крыльев 7 м.
Пилот до плеч продевал руки в отверстие
в крыле и держался за поперечный брус. В
полете он висел на двух параллельных
брусьях, проходивших у него под мышками.
О. Лилиенталь совершил свыше 2000 полетов,
некоторые на высотах более 20 м и
дальностью до 400 м. 9 августа 1896 года при
испытании новой модели он завис,
потеряв управление, и упал на землю с
высоты примерно 15 м. Бесстрашный
авиатор умер на следующий день, но
прежде чем уйти из жизни, он произнес
свои бессмертные слова: «Необходимо
приносить жертвы»*.
|
*
По другому источнику
он умер сразу-же, промолвив: "Мне не
хватало чутья птицы, чтобы угадать
направление ветра".
5
|