|
Бурное развитие научной базы,
вливание мощных финансовых потоков в
индустрию авиастроения позволило в ХХ
веке поставить на конвеер освоение
"пятого океана", но мечта
человека обрести крылья для
свободного парения не угасла, а
наоборот стала приобретать
конкретные очертания.
|
|
Зимой 1929 года в
планерном кружке при заводе "Красный
выборжец" был построен
планер парусного типа весьма простой
конструкции. Каркас планера состоял из
четырехметровой бамбуковой палки,
выгнутой в виде полоза, к которой на
одну треть длины от носа крепилась
пятиметровая поперечина тоже из
бамбука, имевшая V-образный изгиб. Пилот
сидел на крыле и управлял планером в
полете с помощью двух треугольных
полотнищ. На испытаниях планер при
тихом ветре поднимался на' высоту до 6 м
и держался в воздухе 2,5 мин, пролетая за
это время более 150 м. Между этим
аппаратом — "парусным планером"
ленинградских рабочих — и современным
дельтапланом существует очень большое
сходство.
|
|
Молодым инженером
пришел в 1936 году американец польского
происхождения Френсис Мелвин Рогалло в научный
центр, носящий имя
одного из пионеров авиации Лэнгли, и
начал работать в группе испытаний в
аэродинамической трубе. В середине
сороковых годов он вместе со своей
женой занимался исследованием свойств
воздушных змеев. В 1951 году на основании
этих работ он получает патент на
изобретение — "змей Рогалло". Этот
"змей", переименованный
сотрудниками НАСА в "крыло Рогалло",
продували в аэродинамической трубе,
сбрасывали с грузом с разных высот,
буксировали за вертолетом с посадочным
модулем космического аппарата "Джемини"
зафикстровав приемлемые
аэродинамические характеристики.
В течение
нескольких лет ряд американских фирм
вели испытания и исследования гибкого
крыла по заказам армии и ВМС США. Испытывались
свободно несущее крыло с надувными
балками, буксировочные варианты,
радиоуправляемые модели, пилотируемые
моторные варианты.
В последствии дельтаплан на
принципе "Крыла Рогалло"
получил широкое распространение у
любителей экстремальных видов
спортивного отдыха, получив
возможность использовать мировой
опыт для своего совершенствования.
Современные дельтапланы сильно
отличаются от "Рогалло" как по
форме, так и по характеристикам, но
если задаться вопросом: "кто же
изобретатель?", то Ф. М. Рогалло
можно по праву назвать дедушкой
дельтаплана.
|