|
Среди
небесных первопроходцев особое
место занимает имя Александра
Федоровича Можайского. Бывалый
моряк, капитан 1-го ранга (с 1886 г. - контр-адмирал),
заслуженный
боевой офицер - он пронес свою
высокую мечту через годы и остался
верен ей до конца.
С 1870 - х годов он изучает все
доступные материалы по
воздухоплаванию, испытывает
различные конструкции змеев, сооружает
огромный змей, привязывает его к
телеге с лошадьми и взмывает вверх, лечит
переломы и снова продолжает свои
исследования. Изобретатель
разрабатывает первый в мире научный
план аэродинамических исследований,
вскоре появляется
летающая модель
самолета с двигателем - пружинной,
однако дальнейший ход событий
тормозится твердолобостью чиновников,
заключающих нереальность самой идеи.
Резолюция комиссии под
руководством генерала - лейтенанта Г.Е.
Паукера, отвергшей предложение
Можайского, гласит: "Признается
пока бесполезным и нерациональным".
Александра Федоровича это не
останавливает и в упорных мытарствах
2 июня 1880 г. он получает
привилегии на "воздухоплавательный
снаряд",
15 ноября 1881 г. ему выдан первый в России
патент на проект моноплана, а
в 1883 г. практически готов настоящий самолет, или
как называл его сам автор - "аэродинам".
Вот
как сам автор описывает свой самолет:
«Нижеописанный и изображенный на
чертеже воздухоплавательный снаряд
состоит из следующих главных частей:
крыльев, помещенной между ними лодки,
хвоста, тележки с коле» сами, на
которую поставлен весь снаряд, машин
для вращения винтов и мачт для
укрепления крыльев. Крылья снаряда
делаются неподвижными. Хвост состоит
из плоскостей: горизонтальной и
вертикальной; первая может
подниматься и опускаться и
предназначается для направления
снаряда вверх и вниз, а вторая
движется вправо и влево и заставляет
снаряд поворачиваться в стороны.
Лодка
служит для помещения машин,
материалов для них, груза и людей.
Тележка с колесами, на которую
поставлен весь снаряд и прочно
прикреплен, служит для разбега
летательного снаряда по земле перед
его подъемом; в воздухе же тележка
действует как балансир или отвес. При
поступательном движении в воздухе
винты летательного снаряда, вращаемые
машиною, вследствие сопротивления
воздуха приводят снаряд в движение».
Паровые
машины для его аппарата изготовила
английская фирма «АрбекерХэмкенс».
Описание их приводится в журнале «Инжиниринг»
за 1881 год. Одна из них при 300 об/мин
давала мощность 20 л. с. при весе 47,6 кг,
другая — при 450 об/мин — развива. ла 10 л.
с. и весила 28,6 кг.
Первый старт был назначен в
июле 1885 - го и произошел он так: самолет тронулся с места и побежал
по наклонному настилу, набирал
скорость, оторвался от
стартовой площадки и на какое-то
мгновение повис в воздухе, но тут же
наклонился набок и рухнул на землю,
ломая крыло... Несовершенство
конструкции сыграло свою роль, - это
малая удельная мощность, недоработки управления и т.д., и, конечно, можно
согласиться с авторитетной комиссией,
не признавшей полет состоявшимся, но
учитывая отсутствие какого либо опыта
в даннной области, этот "прыжок"
явился существенным сдвигом на пути
человека к Полету. А.Ф. Можайский с
новой силой взялся за
усовершенствования аппарата, но не
успел его доработать - он умер 65 - летним в
1890 г.,
навсегда оставшись в памяти
человечества, как первый в мире
самолетостроитель.
|