Страница   2 ] 3 ] 4 ] 5 ] [ 6 ] 7 ] 8 ] 9 ] 10 ] 11 ] 12 ]

История дельтаплана

История дельтаплана - Можайский А. Ф.

 

 

Среди небесных первопроходцев особое место занимает имя Александра Федоровича Можайского.  Бывалый моряк, капитан 1-го ранга (с 1886 г. -  контр-адмирал), заслуженный боевой офицер - он пронес свою высокую мечту через годы и остался верен ей до конца. 

 
  С  1870 - х годов он изучает все доступные материалы по воздухоплаванию, испытывает различные конструкции змеев,  сооружает огромный змей, привязывает его к телеге с лошадьми и взмывает вверх, лечит переломы и снова продолжает свои исследования. Изобретатель  разрабатывает первый в мире научный план аэродинамических исследований,   вскоре появляется летающая модель самолета с двигателем - пружинной, однако дальнейший ход событий тормозится твердолобостью чиновников, заключающих нереальность самой идеи.  Резолюция  комиссии под руководством генерала - лейтенанта Г.Е. Паукера, отвергшей предложение Можайского, гласит: "Признается пока бесполезным и нерациональным".
Александра Федоровича это не останавливает и в упорных мытарствах
 2 июня 1880 г. он получает привилегии на "воздухоплавательный снаряд", 
15 ноября 1881 г. ему выдан первый в России патент на проект  моноплана, а
 в  1883 г. практически готов настоящий самолет, или как называл его сам автор - "аэродинам".

Вот как сам автор описывает свой самолет: «Нижеописанный и изображенный на чертеже воздухоплавательный снаряд состоит из следующих главных частей: крыльев, помещенной между ними лодки, хвоста, тележки с коле» сами, на которую поставлен весь снаряд, машин для вращения винтов и мачт для укрепления крыльев. Крылья снаряда делаются неподвижными. Хвост состоит из плоскостей: горизонтальной и вертикальной; первая может подниматься и опускаться и предназначается для направления снаряда вверх и вниз, а вторая движется вправо и влево и заставляет снаряд поворачиваться в стороны.

Лодка служит для помещения машин, материалов для них, груза и людей. Тележка с колесами, на которую поставлен весь снаряд и прочно прикреплен, служит для разбега летательного снаряда по земле перед его подъемом; в воздухе же тележка действует как балансир или отвес. При поступательном движении в воздухе винты летательного снаряда, вращаемые машиною, вследствие сопротивления воздуха приводят снаряд в движение».

Паровые машины для его аппарата изготовила английская фирма «АрбекерХэмкенс». Описание их приводится в журнале «Инжиниринг» за 1881 год. Одна из них при 300 об/мин давала мощность 20 л. с. при весе 47,6 кг, другая — при 450 об/мин — развива. ла 10 л. с. и весила 28,6 кг.

 Первый старт был назначен в июле 1885 - го и произошел он так: самолет тронулся с места и побежал по наклонному настилу, набирал скорость, оторвался от стартовой площадки и на какое-то мгновение повис в воздухе, но тут же наклонился набок и рухнул на землю, ломая крыло... Несовершенство конструкции сыграло свою роль, - это малая удельная мощность, недоработки управления и т.д., и,  конечно, можно согласиться с авторитетной комиссией, не признавшей полет состоявшимся, но учитывая отсутствие какого либо опыта в даннной области, этот "прыжок" явился существенным сдвигом на пути человека к Полету. А.Ф. Можайский с новой силой взялся за усовершенствования аппарата, но не успел его доработать - он умер 65 - летним в 1890 г., навсегда оставшись в памяти человечества, как первый в мире самолетостроитель.

 

6

Дальше

 

 
Сайт управляется системой uCoz